ЯМЗ-236НЕ, 236БЕ, 7601.01
Двигатели ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236НЕ2, 236БЕ, 236БЕ2, 7601.01 и их комплектации представляют собой шестицилиндровые дизельные двигатели с V-образным расположением цилиндров и газотурбинным наддувом.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  ЯМЗ-236НЕ ЯМЗ-236БЕ ЯМЗ-236НЕ2 ЯМЗ-236БЕ2 ЯМЗ-7601.10
Число цилиндров 6 6 6 6 6
Диаметр цилиндра, мм 130 130 130 130 130
Ход поршня, мм 140 140 140 140 140
Рабочий объем цилиндра, л 11,15 11,15 11,15 11,15 11,15
Степень сжатия 16,5 16,5 16,5 16,5 16,5
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 169 (230) 184 (250) 169 (230) 184 (250) 220,6 (300)
Частота вращения коленчатого вала
при номинальной мощности,
об/мин, не более
2100 2000 2100 2000 1900
Максимальный крутящий момент, Н х м (кгс х м) 882 (90) 1030 (105) 882 (90) 1078 (110) 1274 (130)
Частота вращения коленчатого вала
при макс. крутящем моменте,
об/мин, не более
1200-1400 1200-1400 1100-1300 1100-1300 1100-1300
Частота вращения на холостом ходу
минимальная
максимальная, не более
 
550-650
2275
 
550-650
2175
 
550-650
2275
 
550-650
2175
 
550-650
2150
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч):
 - при номинальной мощности 227 (167) 227 (167) 230 (169) 223 (164) 215 (158)
 - минимальный при частоте вращения 1300(+/-200) об/мин 206,7 (152) 206,7 (152) 197 (145) 197 (145) 197 (145)
Масса незаправленного двигателя, кг:
  - без сцепления и коробки передач 980 980 985 985 985
  - со сцеплением и коробкой передач 1275 1380 1280 1385 1385


Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск.

Топливоподающая аппаратура: Разделенного типа.

Топливоподкачивающий насос высокого давления: Шестиплунжерный (рядный или V-образный)

Регулятор частоты вращения: Механический, всережимный с корректором по наддуву.

Форсунки: Закрытые, с многодырчатым распылителем.

Муфта опережения впрыскивания: Автоматическая, центробежного типа.

Фильтры очистки топлива: Два, грубой очистки (2 шт.) и тонкой очистки с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами.

Турбокомпрессор 122.1118010-07: Турбина радиальная, центростремительная; компрессор центробежный.

Система смазывания: Смешанная, под давлением и разбрызгиванием, с охлаждением масла в жидкостно-маслянном теплообменнике. Кроме того масло по системе каналов и трубопроводов подается для струйного охлаждения поршней.

Масляные фильтры: Два, полнопоточный (со сменным фильтрующим элементом) и фильтр центробежной очистки.

Масляный насос: Односекционный шестеренчатого типа.

Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Пусковое устройство: Стартер 2501.3708-01 (допускается применение стартера СТ-142Д). Для облегчения пуска холодного двигателя установлено электрофакельное устройство.

Генератор: Переменного тока. Модели: 1322.3771 для автомобилей МАЗ, Урал; 959.3701 для автомобилей Урал; 1702.3771 для автомобилей КрАЗ; 6582.3701-03 для автобусов.

Сцепление: Однодисковое, сухое, фрикционное, с диафрагменной пружиной вытяжного типа. Модели: ЯМЗ-182 для двигателей ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236БЕ; ЯМЗ-183 для двигателя ЯМЗ-7601.10.

Коробка передач для двигателей ЯМЗ-236НЕ и ЯМЗ-236НЕ2: Механическая пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Модели: ЯМЗ-236П3 или ЯМЗ-236П4 для автомобилей МАЗ; ЯМЗ-236Л1 для автобусов; ЯМЗ-236У3 для автомобилей Урал.

Коробка передач для двигателей ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236БЕ2 и ЯМЗ-7601.01: Механическая восьмиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах кроме заднего хода с планетарными демультипликаторами. Модели: ЯМЗ-238ВМ5 или ЯМЗ-238ВМ7 для автомобилей МАЗ и автобусов; ЯМЗ-238ВК7 для автомобилей КрАЗ.